Карелия, деревня Тивдия, 1757–1892
Оттенки: бледно-розовый — сиреневый. Окрашивающие вещества: гематит, железо, марганец.
Из-за пустот, полостей, трещин, примесей кварца твёрже итальянского каррарского мрамора, потому его сложно обрабатывать. Цветные, темные разновидности тяжелее светлых.
До 1807 года бергаулы — мастера горного завода — и крестьяне выделывали мрамор вручную в прямые гладкие брусья.
В 1807 году комиссия по постройке Казанского собора в Петербурге построила первый мраморный завод на Белой горе. У завода было два отделения: машинное — распиловка и шлифовка больших масс; и ручное — для отделки мелких частей.
В 1837 году построили новый завод на плотине с руслами на речке, вытекающей из Крив-озера в Гиж-озеро. Десять пил двигались гидравлическими колесами и валом. Для обточки наружной стороны изделий вместо пил вставлялись шлифовальные доски. Механически шлифовали наждаком и песком и полировали вручную до блеска.
В 1845 году мраморный завод сгорел. Отставной капитан путей сообщения Дершау выстроил новый завод, больше первого и на более удобном месте, где был прорыт канал между Крив-озером и Гиж-озером и построена плотина. На завод также было два отделения; одновременно действовали 100 и более пил при помощи большого гидравлического колеса.
При заводе находились:
- фабрика с тремя отделениями для ручной отделки мраморных изделий;
- кузница с четырьмя горнами;
- пять магазинов для хранения инструментов, изделий и провианта;
- пристань;
- два сарая;
- казарма;
- четыре казённых жилых здания с принадлежащими к ним службами.
Тивдийский мрамор переправлялся в Петербург для строительства Исаакиевского собора:
В 1892 году завод был закрыт, промышленная разработка тивдийского месторождения прекращена.
Остров Ювень, 1769–1810
Чёрно-белые в волнистую полоску.
Колонны из ювенского мрамора
В южной части острова находился причал, для переправки мрамора в Петербург при строительстве Исаакиевского собора, Мраморного дворца, Зимнего дворца, дома графа Апраксина, для столбов Царскосельской и Петергофской дорог.
После 1805 года ювенская каменоломня заброшена из-за истощения запасов мрамора.
Рускеала (1769 — конец 1930-х)
Горный парк «Рускеала» (фин. Ruskeala — «коричневая, бурая») — включен в туристический маршрут «Голубая дорога», связывающий Норвегию, Швецию, Финляндию и Россию
Мраморный карьер открыт в начале правления Екатерины II.
Исаакиевский собор
На горе Зелёной добывали серовато-зеленые мраморы второго сорта, которые использовали в облицовке полов Казанского собора.
Пол Казанского собора
На Зелёной добывали трещиноватые, ярко раскрашенные серовато-зеленые мраморы третьего сорта для изготовления сувениров.
Обрамление окон Мраморного дворца
Фасад Михайловского замка
Подземные залы станции « Приморская» в Петербурге
Подземные залы станции « Ладожская» в Петербурге
Рускеальский провал — яма шириной 30 метров. Образовалась в 60-е после сильного взрыва в карьере
Мраморный карьер «Рускеала» действовал до начала 1990-х годов.
Кадр из фильма «Темный мир» в момент съемок в Рускеале, 2010
Есть месторождения на Урале, Алтае и в Западной Сибири — о них в следующий раз.