+7 (926) 530-61-07
+7 (495) 740 60 02
пн-пт с 9:00 до 18:00

Зачем и как избавляться от ненужных вещей

23.08.2017

Есть интерьеры, в которых должно быть много вещей. Например, квартиры викторианского стиля обставляют большим количеством антикварной мебели, вазами, статуэтками, аксессуарами.

Гостиная в викторианском стиле

Если интерьер не предполагает множества вещей, то от них нужно избавляться.

Причины избавиться от хлама

  • Освободить пространство — ненужные вещи занимают место в квартире, на балконе, гараже;

  • избавиться от пыли — из-за того, что вещи не используют, они накапливают пыль и сор;

  • избавиться от психологического дискомфорта — вещами не пользуются, но выбросить их жалко. Некоторые из вещей — подарки, наследство — напоминают о чём-то неприятном.


Хлам на балконе в Саратове

Необычный балкон
Если нет времени на уборку Методики избавления от хлама Флайледи — одна из систем уборки, которую составила Марла Силли, домохозяйка из США. «Школа Флайледи. Как навести порядок в доме и в жизни»

Основные принципы:

  • каждый день проводится часть генеральной уборки и ежедневная — мытьё полов, протирание пыли;

  • помещение для генеральной уборки нужно разделить на зоны — кухню, санузел, спальню, детскую;

  • составить недельный план генеральной уборки каждой зоны;

  • на генеральную уборку тратить 15 минут в день;

  • определить места скопления вещей — тумбы, полки, кресла — и не давать им захламляться;

  • ежедневно выбрасывать 27 ненужных вещей: старых газет, сломанных приборов, безделушек.

Марла хотела избавиться от беспорядка навсегда за один день, но домашние дела появляются заново каждый день. И Марла придумала систему уборки, чтобы поддерживать чистоту в доме и не тратить на это много времени. Она привела дом в порядок, освободила время для ухода за собой и новой работы.
Кухня до и после уборки
КонМари — методика Мариэ Кондо, японки, которая полюбила домоводство в пять лет. Когда Мариэ выросла, стала консультантом по домоводству и автором книг по уборке. Главный принцип Мариэ — минимум вещей, поэтому нужно оставить один-два чемодана личных вещей — одежда, книги, памятные вещи. «Магическая уборка. Японское искусство наведения порядка дома и в жизни» Японская методика Мариэ противоположна европейской Флайледи. Основные принципы:
  • избавляться от вещей нужно не постепенно, а за один раз;

  • разбирать вещи не по местам хранения, а по категориям (одежда, книги, документы — от простого к сложному);

  • выбирать из хлама те вещи, которые вы хотите оставить, а не выбросить;

  • выбирать те вещи, которые радуют, — в выборе участвуют чувства, а не разум;

  • когда вещь приходится выбросить, её нужно поблагодарить — японцы с уважением относятся к неодушевлённым предметам;

  • оставшуюся одежду — развесить от тёмного оттенка к светлому — чтобы похожие вещи отдыхали рядом;

  • скрутить и поставить в ящик рядом те вещи, которые можно скрутить — чтобы вынуть вещь и не нарушить порядка;

  • каждый член семьи в одиночку перебирает свои вещи — чтобы никто не мешал расставаться с вещами.

Так должен выглядеть шкаф по мнению Мариэ

Методика Эрин Доланд — как избавится от ненужных вещей за неделю. Эрин работает консультантом по повышению производительности труда и главным редактором сайта Unclutterer, где публикуют статьи по организации домашнего и офисного пространства.      «Упрости себе жизнь. Как навести порядок на работе и дома»  В книге много мотивационных побуждений к наведению порядка, но нет точного списка действий. По мнению автора, для того чтобы оставить вещь или выбросить, достаточно ответить на вопросы.
  1. Есть ли у меня другие вещи подобного назначения?

  2. Если две вещи дублируют друг друга, то какая в лучшем состоянии, лучшего качества и может прослужить дольше?

  3. Исправна ли вещь или её нужно отремонтировать, заменить?

  4. Приносит ли вещь пользу? Экономит ли деньги, облегчает жизнь или удовлетворяет важную потребность?

  5. Почему эта вещь находится в вашем доме? Лучшее ли это место для этой вещи?

  6. Если я хочу узнать, насколько данная вещь подходит для удовлетворения определенной потребности, нужна ли мне для этого дополнительная информация?

  7. Если у этого продукта есть срок годности, то не истек ли он?

  8. Помогает ли эта вещь перейти на новый уровень жизни?

Кладовка до и после уборки Дзен-расхламление — методика американки Реджины Лидс, консультанта по наведению порядка в доме. Эрин посещает домохозяек, которые не справляются с хаосом в доме и помогает им с помощью своей методики. «Идеальный порядок за 8 минут: Легкие решения для упрощения жизни и высвобождения времени» Автор рассказывает об организации пространства, о положительной энергетике порядка — приятных эмоциях при виде чистоты, мотивации поддерживать чистоту, настроя на следующий рабочий день.

Уборка состоит из трёх шагов и длится 8 минут в день.

Удаление — ненужные вещи можно не только выбрасывать, но и отдавать в благотворительные организации или придумывать новое назначение. Фонд «Милосердие» написал статью, куда и как отдавать вещи.

Распределение по категориям — одежда, книги, документы.

Организация — распределение оставшихся вещей по полкам, шкафам, ящикам.

Творческий беспорядок Один чемодан — метод Доминик Лоро, француженки, которая вела семинары о принципах минимализма в восточной культуре. Доминик прошла посвящение в японском дзен-буддийском монастыре и осталась жить в Японии. «Искусство жить просто. Как избавиться от лишнего и обогатить свою жизнь» Она рассказывает о том, что избавление от вещей освобождает пространство, время и деньги для других целей — путешествий, ухода за собой. Личные вещи должны умещаться в одном или двух чемоданах: гардероб, гигиенические принадлежности, фотоальбом, две или три личные вещи. Все остальное — мебель, посуда, бытовая техника — не являются личными вещами. Документы и деньги не являются важными для дзен-буддиста. Минимум вещей в спальне Методика Ирины Соковых — автор взяла за основу методику Флайледи и адаптировала её под российскую бытовую жизнь. Ирина домохозяйка, видеоблогер. Блог посвящён домашнему хозяйству, воспитанию детей. Ирина говорит, что система Флайледи нужна не для того,чтобы постоянно прибираться. Эта система помогает вместить уборка в 3 часа, чтобы осталось время на любимые дела, работу, семью. «Счастливая хозяйка: как все успевать? Уникальные методики, которые приведут твою жизнь в порядок» Основные принципы: 
  • помещение для уборки нужно разделить на зоны — кухню, санузел, спальню, детскую;

  • уборка проводится утром, днём и вечером по часу;

  • утром и вечером — генеральная уборка, днём — повседневная;

  • утром и вечером час поделён на промежутки в 15 минут — 45 минут на уборку и 15 на отдых;

  • днём час уходит на мытьё посуды и пола, протирание пыли;

  • каждые 15 минут нужно менять зону уборки — чтобы уборка не надоедала и не хотелось бросить.

Понедельник

гостиная

Вторник

спальня

Среда

детская

Четверг

ванная

Пятница

кухня

Суббота

покупки

Воскресенье

отдых

Разобрать документы

порядок в шкафу

сменить постельное бельё

стирка

протереть фасады шкафов

продукты

церковь

Дела в компьютере

одежда на неделю

порядок в игрушках

глажка

протереть технику

товары для дома

полить цветы

Порядок на столе

сменить постельное бельё

порядок в шкафу

сменить полотенца

порядок в холодильнике

одежда

отдых с семьёй

Дела вне дома

порядок в комоде

одежда на неделю

помыть зеркало

меню на неделю

свидание с мужем

прогулки на природе

Порядок в сумках

зашить вещи

сменная одежда в садик

помыть раковину

сменить полотенца

Порядок на обувной полке

порядок на столе

помыть ванную

Сверка в семейном бюджете

полить цветы

уход за собой

Пример плана уборки на неделю по системе Ирины Соковых и Флайледи

Какие вещи считать ненужными

  • Старые журналы, газеты, старые записные книжки и блокноты — записи можно хранить в электронном виде, например, в гугл документах, они не займут много места;

  • старые книги — их тоже можно отдавать в букинистические магазины или в книжный приют;

  • инструкции по сборке мебели, от бытовой техники, упаковки и коробки от них;

  • сломанные предметы мебели, электроприборы, игрушки;

  • старую одежду, обувь, аксессуары;

  • поломанную посуду;

  • лекарства и косметику с истёкшим сроком годности;

  • старые постельные принадлежности, полотенца;

  • некоторые из памятных вещей — фотографий, сувениров, подарков.

Можно выбрать одну из методик расхламления или заняться уборкой самостоятельно. Я не пользуюсь описанными методиками уборки. Раз в месяц, как только в шкафу, на комоде накапливаются счета, мелкие вещи, я разбираю их.
У Марии Комаровой, главного редактора, есть своя методика. Мария работает дома по 2 часа с перерывами по 20 минут. В перерывах Мария занимается спортом, наводит порядок, готовит. За 20 минут Мария успевает перебрать шкафчик и собрать пакет ненужных вещей: бумаги, одежду, сувениры, визитки, продукты, посуду. Одежду, обувь, аксессуары Мария относит в «Оберег». «Вещи там нужны всегда, а мне жалко их выбрасывать (раньше они и копились поэтому). Технику, которой не пользуюсь, и книги продаю на Авито или у себя в соцсетсях. Главное — принёс в дом новую вещь, выброси старую», — говорит Мария.

Александра Тимочкина
Автор статьи