Советы в статье не универсальны — каждый ребёнок индивидуален, и к нему нужно искать подход.
Воспитайте у ребёнка потребность в чистоте — покажите на своём примере, что порядок комфортнее беспорядка. Убирайте вещи в шкаф, не оставляйте на стуле; мойте посуду после еды, не копите.
Не пренебрегайте уборкой сами и не показывайте, что это занятие вам не нравится.
Дети 2–5 лет
— Наведение порядка не должно вызывать у ребёнка отвращения как скучное и бесполезное занятие. Начните с игры, чтобы сделать уборку весёлым и интересным занятием. Например, постройте гараж для машинок, а для кукол домик.
— Если ребёнок повторяет за вами и хочет тоже протирать пыль или мыть посуду, когда вы делаете это, поощряйте его и хвалите. Если посуда не достаточно чистая, а на полу вода, не ругайте ребёнка и не отстраняйте, чтобы всё сделать самим. Покажите, как правильно, сделайте работу вместе.
— Не давайте сложных заданий, например, пропылесосить.
Дети 5–8 лет
В этом возрасте уборка перестаёт быть игрой, ребенок может отказываться вам помогать. Не наказывайте его, а найдите компромисс — составьте список несложных дел на день или на неделю. Но так, чтобы наведение порядка не занимало много времени — по несколько минут в день. Примерный список:
— застелить постель;
— помочь прибрать со стола после еды;
— полить цветы;
— прибрать за животным, если оно есть;
— протереть пыль в своей комнате;
— прибрать игрушки.
Если ребёнок забыл что-то выполнить, не делайте за него, а напомните. Не наказывайте за беспорядок.
Дети 9–14 лет
— Не грозите наказанием и не высмеивайте беспорядок в комнате ребёнка, не сравнивайте с собой или другими детьми.
— Разделите обязанности, и чётко определите, что нужно сделать завтра, — планируйте домашние дела заранее, чтобы ребёнок видел уважение к нему и с так же относился к вашим просьбам.
— Предложите совместить уборку с приятным занятием. Ребёнок может протирать пыль и слушать музыку.
Начинайте учить детей прибираться как можно раньше, потом сделать это будет труднее.